Сегодня: 03 - 06 - 2019

Система условий реализации основной образовательной программы

Кадровые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования

Начальная школа МБОУ «СОШ села Лорино» укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой начального общего образования, способными к инновационной профессиональной деятельности.
В школе имеются медицинские работники, работники пищеблока, вспомогательный персонал.

Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы

 Должность  Должностные обязанности  Количество работников 

руководитель образовательного учреждения

обеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную работу образовательного учреждения

 

1

заместитель руководителя по УВР

координирует работу преподавателей, воспитателей, разработку учебно-методической и иной документации. Обеспечивает совершенствование методов организации образовательного процесса. Осуществляет контроль за качеством образовательного процесса.

 

2

учитель

осуществляет обучение и воспитание обучающихся, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ

8

педагог-организатор

содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся, расширению социальной сферы в их воспитании. Проводит воспитательные и иные мероприятия. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других объединений, разнообразную деятельность обучающихся и взрослых

1

педагог-психолог

осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся

 

1

педагог дополнительного образования

осуществляет дополнительное образование обучающихся в соответствии с образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность

0

библиотекарь

обеспечивает доступ обучающихся к информационным ресурсам, участвует в их духовно-нравственном воспитании, профориентации и социализации, содействует формированию информационной компетентности обучающихся

1

 Сведения о педагогах начальных классов

 № п.п. ФИО педагога  Образование  Специальн6ость по диплому  Стаж педаггической работы Дата последней аттестации Квалификационная категория

1.

Николаева Н.С.

 

высшее

учитель начальных классов

23

2010

1 категория

2

Селимова С.Р..

высшее

учитель начальных классов

19

2013

1 категория

3

Игнатова Н.Е.

средне-спец.

учитель русского языка

24

2013

1 категория

4

Королева Л.И.

 

высшее

учитель начальных классов

25

2014

2 категория

5

Тынано Е.Ю..

 

средне-спец.

учитель начальных классов

4

 

Б\К

6

Танко Я.Л.          

 

средне-спец.

учитель начальных классов

3

 

Б\К

7

Кочетегина В.А.

средне-спец.

учитель начальных классов

4

 

Б\К

8

Кытгиргина К.М.

высшее

учитель начальных классов

3

 

Б\К

Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников
Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала школы является обеспечение в соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом.

Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность педагогов к реализации ФГОС:

обеспечение оптимального вхождения учителя в систему ценностей современного образования;
принятие идеологии ФГОС общего образования;
освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Нормативным сопровождением процесса подготовки, повышения квалификации, стажировки, профессиональной переподготовки психолого-педагогических и управленческих кадров начального общего образования являются основные и дополнительные образовательные программы, содержание которых выстраивается на основе системно-деятельностного, компетентностного подходов, коррелирует с целями, содержанием, технологиями, методиками начального общего образования.

Организация методической работы

Компетентности учителя начальной школы, обусловленные требованиями к структуре основных образовательных программ:

– осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения;
– выстраивать индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ (далее – ПРООП);
– разрабатывать и эффективно применять образовательные технологии, позволяющие достигать ПРООП.

Компетентности учителя начальной школы, обусловленные требованиями к результатам освоения основных образовательных программ:

– иметь соответствующие концепции ФГОС, представления о планируемых результатах освоения основных образовательных программ, уметь осуществлять их декомпозицию в соответствии с технологией достижения промежуточных результатов;
– иметь современные представления об ученике как о субъекте образовательной деятельности и уметь проектировать соответствующую модель его деятельности в зависимости от возрастных особенностей и специфики учебного предмета;
– иметь научно обоснованные знания и умения, позволяющие проектировать социальный портрет ученика (ценности, мотивационные, операционные, коммуникативные, когнитивные ресурсы) и осуществлять соответствующую диагностику сформированности социально востребованных качеств личности.

Компетентности учителя начальной школы, обусловленные требованиями к условиям реализации основных образовательных программ:

– эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно:
– достижения планируемых результатов освоения образовательных программ;
– реализации программ воспитания и социализации учащихся;
– эффективного использования здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС;
– индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностики сформированности универсальных учебных действий;
– собственного профессионально-личностного развития и саморазвития;
– эффективно применять свои умения в процессе модернизации инфраструктуры учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

В учебном процессе используется УМК «Перспектива» включающий в себя: концепцию, рабочие программы, систему учебников, методическую базу, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.

Информационная  поддержка

1.

Обновление информации  на сайте школы о ходе введения ФГОС второго поколения

В течение года

Зам.директора по УВР

Ознакомление социума с ходом введения ФГОС

2.

Создание электронной базы нормативных документов, методических рекомендаций по введению ФГОС

В течение года

Зам.директора по УВР

База нормативных документов, методических рекомендаций по введению ФГОС

3.

Создание банка контрольно-измерительных материалов для оценки процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

В течение года

Зам.директора по УВР, рук-ль МО

Банк КИМ

Поддержка формирования и развития кадрового потенциала

1.

Создание условий для прохождения  курсов повышения квалификации  по ФГОС педагогических работников школы

По плану прохождения курсов повышения квалификации

Зам.директора по УВР

Повышение квалификации педагогов гимназии

2.

Обеспечение прохождения курсов повышения квалификации членами рабочей группы

По плану прохождения курсов повышения квалификации

Зам.директора по УВР

Повышение квалификации педагогов школы

 Финансовые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Формирование фонда оплаты труда школы осуществляется в пределах объёма средств образовательного учреждения на текущий финансовый год, определённого в соответствии с региональным расчётным подушевым нормативом, количеством обучающихся и соответствующими поправочными коэффициентами, и отражается в смете образовательного учреждения.

Школа самостоятельно устанавливает штатное расписание, определяет в общем объеме средств долю, направляемую на:

- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса;
- оснащение оборудованием помещений;
- стимулирующие выплаты, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам.

Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются в Положении об оплате труда и в Коллективном договоре. В рейтинговой таблице образовательной деятельности педагогов определены критерии и показатели результативности и качества. В них включаются: динамика учебных достижений обучающихся, активность их участия во внеурочной деятельности; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих; участие в методической работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства и др.

  Параметры Человек/суммы (руб.)
1 Общее количество обучающихся в начальной школе  120
2 Педагогический персонал   
3 Норматив на одного ребёнка в год   
4 Госбюджет на финансовый год   
5 Внебюджетное финансирование (дополнительные образовательные услуги)  
6 Общий бюджет реализации Основной образовательной программы начального  общего образования  
7 Общий фонд оплаты труда:-базовая часть ФОТ-специальная часть ФОТ-стимулирующая часть ФОТ  
8 Учебные расходы   
9 Расходы на повышение квалификации педагогов школы   

Для обеспечения требований Стандарта на основе проведённого анализа материально-технических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования проделана следующая работа:
1) проведен экономический расчёт стоимости обеспечения требований Стандарта по каждой позиции;
2) установлен предмет закупок, количество и стоимость пополняемого оборудования, а также работ для обеспечения требований к условиям реализации ООП;
3) определена величина затрат на обеспечение требований к условиям реализации ООП.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы

Материально-техническое обеспечение – одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы начального общего образования, создающее современную предметно-образовательную среду обучения в начальной школе с учетом целей, устанавливаемых ФГОС НОО.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования включают учебное и учебно-наглядное оборудование, оснащение учебных кабинетов и административных помещений.

В соответствии с требованиями ФГОС в школе оборудованы:

• кабинеты начальных классов с автоматизированными рабочими местом учителя;
• помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания;
• помещения для медицинского персонала.

Все помещения обеспечены комплектами оборудования: мебелью, необходимым инвентарём.
Обучение в начальной школе проходит в одном помещении, которое, закрепляется на весь его период за одним учителем и за одним классом. Оснащение кабинета способствует решению задач основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию ФГОС.

Задачами являются активизация мыслительной деятельности младших школьников, формирование системы универсальных учебных действий, развитие способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу, воспитание высокоорганизованной личности.

№ п/п

Требования ФГОС, нормативных и локальных актов

Необходимо/ имеются

1

Учебные кабинеты с автоматизированными рабочим местом учителя

имеются

2

Помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством

имеются

3

Необходимые помещения для реализации учебной и внеурочной деятельности

имеются

4

Помещения для питания

имеется

5

Библиотека

имеется

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии с требованиями Стандарта информационно-методические условия реализации основной образовательной программы обеспечиваются современной информационно-образовательной средой.

Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).

Информационно-образовательная среда школы:

— единая информационно-образовательная среда страны;
— единая информационно-образовательная среда региона;
— информационно-образовательная среда школы;
— предметная информационно-образовательная среда;
— информационно-образовательная среда УМК.

Основными элементами ИОС являются:

— информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
— информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
— информационно-образовательные ресурсы Интернета;
— вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфра - структура;

Учебно-методические и информационные ресурсы реализации основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают:

– управленческую деятельность администраторов начального общего образования, базисного учебного плана, примерных учебных планов по предметам, образовательных программ образовательного учреждения, программ развития универсальных учебных действий, модели аттестации учащихся, рекомендаций по проектированию учебного процесса;
– образовательную (учебную и внеучебную) деятельность обучающихся (печатные и электронные носители образовательной информации, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы);
– образовательную деятельность обучающих, учителей начальной школы, психолога.

Все указанные виды деятельности обеспечиваются расходными материалами.

Технические средства: мультимедийный проектор и экран; принтер лазерный; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер; оборудование компьютерной сети; интерактивная доска.

Компоненты на бумажных носителях: учебники; рабочие тетради (тетради-тренажёры).
Компоненты на CD и DVD: электронные наглядные пособия; электронные тренажёры; электронные практикумы.

Образовательным учреждением определяются необходимые меры и сроки по приведению информационно-методических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования в соответствие с требованиями Стандарта.

Сетевой график по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы начального общего образования

№ п/п

Мероприятия

Срок

Ответственные

1. Кадровое обеспечение

1.

Организовать поэтапное повышение квалификации учителей, которым предстоит работать по новым стандартам.

По плану

Заместитель директора по УВР,

 учителя начальных классов

2.

Разработать план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС в МБОУ «СОШ села Лорино»

Август  2013 г.

Август 2014г.

Руководитель МО

2. Нормативно-правовые условия

1.

Внести изменения в основную образовательную программу начального общего образования.

Июнь 2013г.

Администрация, учителя начальных классов.

2.

Разработать режим занятий, обеспечивающих выполнение учебного плана и санитарно-гигиенических требований ФГОС

Август 2013г.

Август 2014г

Администрация

3.

Разработать рабочие программы по учебным предметам на основе примерных программ нового стандарта.

До 01.09.2013г.

До 01.09.2014г

учителя начальных классов

4.

Разработать стартовую диагностику для первоклассников, провести ее, обработать, проанализировать и создать методические рекомендации по ее использованию.

Сентябрь 2013г.

психолог

5.

Разработать рабочие программы для занятий внеурочной деятельностью

До 01.09.2013г.

До 01.09.2014г

учителя начальных классов

3. Организационные мероприятия

1.

Определить списки учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования.

 Февраль – март 2013г.

Февраль – март 2014г.

Библиотекарь, руководитель МО начальных классов

4.

Определить оптимальную модель организации внеурочной деятельности.

До 01.09.2013г.

Администрация

5.

Провести разъяснительную работу с родителями учащихся об особенностях ФГОС нового поколения.

До 01.09.2013г.

До 01.09.2014г

Администрация

7.

Организовать мониторинг достижений обучающихся по программам ФГОС по двум составляющим:

- результаты овладения основными знаниями

- овладение универсальными учебными действиями. 

В течение года.

Психолог

Руководитель МО

8.

Разработать план  внутришкольного контроля выполнения требований ФГОС нового поколения

До 01.09.2013г

До 01.09.2014г

Администрация

9.

Обеспечить для обучающихся 1-х классов  необходимые материально-технические и санитарно-гигиенические условия в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения

До 01.09.2013г

До 01.09.2014г

Администрация

10.

Обеспечить доступ к информационным ресурсам учителям, работающих в рамках ФГОС нового поколения.

В течение года

Администрация

11.

Обеспечить доступ к информационным ресурсам обучающимся 1-х классов

В течение года

Администрация

4. Мониторинг результативности

1.

Осуществление мониторинга результатов (личностных, метапредметных, предметных)

Декабрь, май

Зам.директора по УВР

2.

Исследование удовлетворенности родителей предлагаемыми образовательными услугами

Май 2012, 2013, 2014, 2015 года

Администрация

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования

Организационно-педагогические условия

Образовательный процесс в школе осуществляется на основе учебного плана, разработанного в соответствии с базисным учебным планом и регламентируемый расписанием занятий.

Работает по графику 5-дневной учебной недели для 1 классов, 6-дневной учебной недели для 2-4 классов в одну смену.

Максимально допустимая учебная нагрузка в неделю:
в 1 классе – 21 час;
во 2-4 классах – 25 часов.
Продолжительность урока – 45 минут.

В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1 классе применяется метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
сентябрь, октябрь – 3 урока по 35 минут;
ноябрь, декабрь – 4 урока по 40 минут;
январь, май – уроки согласно расписанию по 45 минут.

Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, после 2 и 3 уроков устанавливаются две перемены по 20 минут каждая.

Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного периода составляет 34 недели во 2-4 классах, 33 недели – для 1 классе. Каникулы проводятся в установленные сроки. В 1 классе организуются дополнительные каникулы.

Психолого-педагогическими условиями

реализации основной образовательной программы начального общего образования являются:

• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из дошкольного в младший школьный возраст;
• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;
• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

Программа психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для разработаны основанные на научной психологии технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Цель программы психолого-педагогического сопровождения: создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

• систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения.
• формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
• создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.

Содержание работы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Обеспечить единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития детей и согласованность действий в решении проблем ребёнка.
Непрерывность. Гарантировать ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Создать вариативные условия для получения образования детьми.
Рекомендательный характер оказания помощи. Обеспечить соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей.

Основные направления деятельности школьной психологической службы:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

• изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
• формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
• разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

• разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
• выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
• предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование. Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция.

Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

Этапы реализации программы:

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Характеристика содержания.


Диагностическая работа включает:

Класс

Диагностика

Срок

Ответственный

1

 

Выявление уровня готовности дошкольников к обучению в школе.

Май-август

психолог

2

1

Выявление уровня адаптации первоклассников к школе.

Октябрь

психолог

3

1

Диагностика родителей на выявление стиля воспитания.

Октябрь

психолог

4

1-4

Выявление уровня мотивации обучения.

Ноябрь

психолог

5

2

Диагностика родителей на выявление взаимоотношений между родителями и детьми.

Декабрь

психолог

6

1-4

Выявление уровня тревожности.

Январь

психолог

7

3

Диагностика родителей на выявление взаимоотношений между родителями и детьми.

Февраль

психолог

8

1-4

Выявление уровня самооценки.

Март

психолог

9

1

Повторная диагностика первоклассников на выявление уровня адаптации к школе.

Апрель

психолог

10

4

Диагностика родителей на выявление стиля воспитания.

Апрель

психолог

11

2,3

Выявление уровня умственного развития.

Май

психолог

12

4

Выявление уровня готовности к переходу в среднее звено.

Май

психолог

Коррекционно-развивающая работа включает:

Класс

Коррекционно-развивающие мероприятия

Срок

Ответственный

1

1-4

Программа развития учебно-познавательных мотивов младших школьников.

Еженедельно, Октябрь-май

психолог

2

4

Беседы с обучающимися по подготовке к мониторингу.

Март-апрель

психолог

Консультативная работа включает:

Класс

Консультативная работа

Срок

Ответственный

1

1-4

Консультации обучающихся

Еженедельно, Сентябрь-май

психолог

2

1-4

Консультации родителей

Еженедельно, Сентябрь-май

психолог

3

1-4

Консультации педагогов

Еженедельно, Сентябрь-май

психолог

Информационно-просветительская работа предусматривает:

Класс

Информационно-просветительская работа

Срок

Ответственный

1

 

Беседа с родителями. Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Май

психолог Кл.руководитель

2

1

Беседа с родителями. Трудности адаптации первоклассников.

Октябрь

психолог, Кл.руководитель

3

1

Оформление стенда. Рекомендации родителям первоклассников.

Октябрь

психолог Кл.руководитель

4

1

Беседа с педагогами. Особенности адаптационного периода.

Ноябрь

психолог

5

1-4

Беседа с педагогами. Способы повышения мотивации обучения

Ноябрь

психолог

6

2

Беседа с родителями. Поощрения и наказания в семье.

Декабрь

психолог Кл.руководитель

7

1-4

Беседа с педагогами. Снижение уровня тревожности у обучающихся.

Январь

психолог

8

1-4

Разработка рекомендаций для родителей по снижению тревожности у детей.

Январь

психолог Кл.руководитель

9

3

Беседа с родителями. Роль родителей в поддержании интереса к обучению у детей.

Февраль

психолог Кл.руководитель

10

1-4

Беседа с педагогами. Повышение самооценки у обучающихся.

Март

психолог

11

1

Беседа с педагогами. Результаты повторной диагностики на уровень адаптации к обучению.

Апрель

психолог

12

1

Беседа с родителями. Признаки дезадаптации первоклассников.

Апрель

психолог Кл.руководитель

13

1

Разработка рекомендаций для родителей по первоклассников.

Апрель

психолог Кл.руководитель

14

4

Беседа с педагогами. Особенности воспитания современных детей.

Апрель

психолог

15

4

Беседа с родителями. Выбор стиля воспитания.

Апрель

психолог Кл.руководитель

16

2,3

Беседа с педагогами. Уровень развития детей при переходе в следующий класс.

Май

психолог

17

2,3

Беседа с родителями. Развитие способностей детей.

Май

психолог Кл.руководитель

18

4

Беседа с педагогами. Уровень готовности обучающихся к переходу в среднее звено.

Май

психолог

19

4

Беседа с родителями. Поддержка родителей при переходе обучающихся на следующую ступень образования.

Май

психолог Кл.руководитель

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся начальных классов является оптимально выстроенное взаимодействие работников школы, обеспечивающее системное сопровождение детей. Такое взаимодействие включает:

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной - волевой и личностной сфер ребёнка.

В качестве ещё одного механизма реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся начальных классов следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие школы с внешними ресурсами (комитет по охране детства, комитет по социальному обеспечению населения и др.).

Требования к условиям реализации программы.

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечить дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии;
— обеспечить психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
— обеспечить здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
— обеспечить участие всех детей в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

Программно методическое обеспечение:
в процессе реализации программы психолого-педагогического сопровождения используются коррекционно развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога.

Кадровое обеспечение:
важным моментом реализации программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся начальных классов является кадровое обеспечение. Эта работа осуществляется педагогом - психологом и педагогами школы.

Материально техническое обеспечение:
материально техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную среду школы. Организация спортивных и массовых мероприятий. Обеспечение питания, медицинского обслуживания. Организация оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно бытового и санитарно-гигиенического обслуживания.

Информационное обеспечение:
представлено специальной литературой, наглядными пособиями способными разнообразить формы обучения детей, а также компьютерное обеспечение с современными информационно коммуникационными технологиями.

Ожидаемые результаты:
положительная динамика успеваемости и познавательного развития обучающихся, повышение их школьной мотивации, прогноз вектора образовательного маршрута. Программа позволит установить факторы и условия успешного обучения, показать взаимосвязь развития психических функций и успеваемости, прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, оказывать эффективную психолого-педагогическую помощь и поддержку обучающимся начальной школы. Одним из важнейших условий достижения данного результата является равноправное сотрудничество педагога и психолога.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Полезные ссылки
Контактные лица

Директор:

Селимов Халид Исаевич
8(42736)93-3-18

Документовед, специалист отдела кадров:

Гадоева Наталья Никитична
8(42736)93-3-34

Наш адрес

689315, Чукотский АО, Чукотский район,

с. Лорино, ул. Челюскинцев, д. 14

тел./факс: 8(42736)93-318

тел.: 8(42736)93-334