Сегодня: 03 - 06 - 2019

Комплексный анализ текста

С.И. Камышева,
учитель МБОУ «СОШ с. Лорино»

Комплексный анализ текста в связи подготовкой к ЕГЭ по русскому языку.

ЕГЭ по русскому языку заставил меня пересмотреть систему подготовки к урокам, обязал подбирать материал, отражающий окружающую жизнь, побуждающий ученика думать, анализировать, оценивать. Наряду с широким системным освоением грамматики, лексики, синтаксиса стремлюсь, чтобы уроки способствовали нравственному росту учащихся.

Человек в современном мире постоянно вынужден встречаться с текстами. Что же такое текст? Зачем необходимо учиться понимать его и работать с ним? Какие проблемы в области владения языком можно решить с помощью анализа текста?

Во-первых, это орфографическая и пунктуационная грамотность. Во-вторых, речевая грамотность - умение связно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в зависимости от цели и содержания.

Что значит работать с текстом? Это значит понять авторский замысел, увидеть красоту, образность, своеобразие речи писателя, научиться использовать в своей речи знания, полученные при изучении разделов лингвистики. Необходимо показать детям, что кропотливое изучение законов русского языка поможет им лучше понимать не только язык писателя, но и окажет помощь в общении с окружающими.

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом (приложение 6). Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходи¬мости бережного отношения к слову.

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором ярко выявляются межпредметные связи. Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие.

Комплексная работа с текстом включает элементы лингвистического, речеведческого анализа, проведение разных видов разбора, составление схем предложений, объяснение орфограмм и пунктограмм и обязательное выразительное чтение текста (отрывка).

Формулируя задания к тексту, я придерживаюсь определенной последовательности. Сначала – вопросы и задания, направленные на осмысление содержания и связанные с непосредственным читательским восприятием текста как единого целого.

Затем - задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «текст», «стиль», «тема», «основная мысль», «способы, средства связи» между предложениями. Непосредственно читательское восприятие постепенно углубляется: то, что воспринималось на интуитивном уровне, становиться более осмысленным.

За речеведческими заданиями следуют задания языкового характера, отражающие изучение системы языка, - по фонетике, лексике, грамматике и т.д.

Наконец – вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора, составление схем предложений.

Если к одному тексту предлагается много заданий, то это не означает, что каждый ученик должен выполнить непременно все эти задания. В процессе комплексной работы с текстом у школьника появляется возможность выбора тех вопросов и заданий, которые он считает для себя наиболее интересными.

К анализу текста можно обращаться уже в 5-м классе. Такая работа не требует специальных уроков, а лишь предполагает включение в обычные уроки фрагментов художественных произведений. В старших классах необходимо уже проведение специальных уроков, которые посвящаются наблюдению над использованием изучаемых грамматических явлений в художественной речи. Здесь в центре внимания – художественные и публицистические тексты, позволяющие воспитывать уважительное отношение к прошлому, настоящему и будущему, к национальным традициям.
Сфера использования комплексного анализа текста – уроки повторения и обобщения пройденного материала, подготовки к ГИА и ЕГЭ, диагностика и контроль знаний, умений и навыков. Задания к тексту выполняются на уроке, за исключением тех, которые требуют времени и дополнительных источников информации.

Начиная с 5 класса, предлагаются многочисленные виды работ, которые готовят учащихся к комплексному анализу текста:
- медленное, вдумчивое чтение, подбор заглавия к тексту;
- составление текста из набора предложений, по опорным словам;
- составление плана, тезисов;
- написание текстов разных стилей и типов речи на одну тему;
- написание миниатюрных сочинений, требующих концентрации воображения, перевоплощения, эрудиции;
- написание сочинений по данному началу;
- работа с толковыми словарями.

Пример задания: прочитайте начало текста. Допишите 5-6 предложений, продолжив текст. Озаглавьте его. Шалун-ветер решил погулять...Рассматриваем образец и создаем подобное.

Текст 1.

Ветер-шалун.
Шалун-ветер решил погулять. Он подлетел к молодой елочке и спел ей песенку. Осинке он рассказал сказку. Она задрожала от радости, затрепетала листочками. Побежал шалун будить сонную речку. У реки росли одуванчики. Подобрался он тихонько к цветам и сорвал у них белые шапочки. Облака стали закрывать край леса. Ветер подлетел и разогнал их. Он устал и затих в кустах.

Сочинение ученицы 5 класса Насти М.:

Ветер-шалун.
Шалун-ветер решил погулять. Для начала он поздоровался со старым дубом, затем оборвал все лепестки ромашек в поле. Дунул в лицо молодому человеку, чему тот был очень рад. Постучал в окно к старушке и убежал. Промчался он мимо леса, срывая листья с деревьев, напугал белку, которая на ветке грызла орешки. Вскоре он очень устал и полетел домой. Шалунишка запомнил этот день навсегда.

Текст 2.

На склоне небольшого пригорка, у самой дороги, одиноко стояла молоденькая береза. У нее была нежная и светлая атласная кожица. Береза по-детски радостно взмахивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от нее, как от сказочного светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в ее одиночестве среди неприглядного осеннего поля.

- Определяем тему, основную мысль текста, анализируем изобразительно-выразительные средства языка. На основе данного текста создаем собственное высказывание, используя выразительные средства. И вот что у нас получилось:

Сочинение «Мое любимое дерево».

Каждому человеку нравится какое-нибудь дерево. Я хочу рассказать о белоствольной березе. Береза тонкая и стройная, словно молодая девушка. Она всегда тянется к солнцу. Ее листва похожа на пышные, нежные волосы. К ним так и хочется дотронуться рукой. На ее белом платье с черными полосками играют солнечные зайчики. Это дерево всегда прекрасно! Береза очень красива в солнечном свете и в лунную ночь. Она хороша в любое время года. (Настя М., 5 кл.)

Работе над комплексным анализом текста уделяю и 10 минут урока, и весь урок, повторяю при этом значительный объем учебного материала. Для качественной и эффективной работы использую мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания.

В старших классах (10-11х) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ.

Часть С на экзамене является для учащихся самой сложной, так как она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость суждений при истолковании текста.

Готовя учеников к написанию сочинения – рассуждения, я пользуюсь учебно-методическим пособием Н.А.Сениной и А.Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки», в котором теоретический материал подкрепляется оригинальными упражнениями.В моей работе сложился определенный алгоритм действий:

1. Формулируем проблему.
На первом этапе часть времени посвящается только отработке умений определять проблему и авторскую позицию. В сочинениях нередки логические ошибки, когда выделенная проблема не соотносится с авторской позицией. Затем необходимо рассмотреть комментарии к проблемам в разных текстах. Такая последовательность шагов позволяет ученику осознать: первое, что от него требуется, – это определение и оформление смысла чужого высказывания, а только затем – своего мнения, т.е. согласия или несогласия с авторской позицией.

На первых занятиях необходимо показать четкое различие понятий тема – проблема – тезис, закрепить способы формулировки проблемы. Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения. За конкретными поступками героев, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором. С этой целью предлагаю ребятам следующие задания:
- прочитайте текст, выберите правильную формулировку;
- отметьте вопрос, на который нет ответа;
- укажите проблему, которая не рассматривается автором;
- укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста;
- сформулируйте проблему текста, сравните формулировки, предложенные учащимися;
- сформулируйте проблему текста, укажите номера правильных ответов и др.

Тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее легкий, экономичный и точный путь передачи информации, такие, как: автор размышляет над проблемой...; в центре внимания стоит проблема...; текст ... заставил меня задуматься над проблемой... и др.
Например: Текст В.П. Астафьева заставил меня задуматься над следующей проблемой: какое чувство способно вызвать настоящее произведение искусства?

2. Комментируем проблему.
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной нами проблемы текста. Автор текста передает нам свои мысли, зашифровывает их словесно, а наша задача – понять их, расшифровать.

Предлагаю ребятам систему вопросов, ответы на которые и есть комментарий:
- На каких вопросах автор раскрывает проблему?
- Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?
- Какие высказывания автора заслуживают особого внимания?
- В чем значимость этих высказываний? (В чем убеждает нас автор?)

А если перед нами художественный текст, то система вопросов несколько иная:
- Какое значение имеет поступок героя?
- Какие чувства героев описаны автором?
- Какие слова (мысли) героев имеют особое значение?

В качестве примера анализируем фрагмент сочинения, в котором выделены конструкции, организующие комментарий.
Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем, что все чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» - появления расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убежден в том, что общечеловеческие ценности превыше всего. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей. Стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелких конфликтов кончилась: мы живем в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.

Огромную помощь при обучении написанию комментария помогает подсказка-материал для сочинения:

Например:
Что такое...? Какого человека можно назвать...? Такие вопросы привлекли внимание Симона Соловейчика.
Размышляя над поставленной проблемой, автор подчеркивает, что культурным принято называть... . Соловейчик проводит аналогию между... (Автор сравнивает...) Публицист пишет о... По его мнению, дикарь в наши дни – это ...
(Фрагмент сочинения)

3. Определяем позицию автора.
Специального обсуждения заслуживает понятие авторская позиция: как автор видит суть проблемы, как относится к поднимаемой проблеме (оценивает описываемую ситуацию), как решает поставленный вопрос. Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Обращаю внимание ребят на средства выражения позиции автора:
- слова-маркеры (главное, самое важное, надо, нужно и т.п.): чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу.
- оценочная лексика: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, отвратительный, наглый и др.: любящий человек – это великое благо.
- средства выразительности: например, риторическое восклицание: как много во всем этом ума и чувства красоты!
- вводные слова: к сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае затевающие ненужные ссоры, встречаются часто.
- побудительные предложения: так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.

Данные упражнения на выявление позиции применяю в своей практике:
- Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора.
- В каком утверждении выражена авторская позиция?
- Сформулируйте позицию автора по каждой названной проблеме.
- Прочитайте два текста. Совпадают ли точки зрения авторов этих текстов?
- Сформулируйте и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите фрагмент сочинения.

4. Аргументируем собственное мнение.
В сочинении обучаемые должны выразить свое мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора, как написано в задании части С. В своем ответе они должны привести два аргумента, опираясь прежде всего на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения. Позиция ученика должна быть сформулирована в отдельном предложении.
Например: Итак, автор считает, что произведением искусства можно не только наслаждаться, оно пробуждает чувства, заставляет думать, действовать. Я абсолютно согласна с позицией автора и считаю, что искусство играет важную роль в жизни человека. Это вся духовная деятельность человека, гармония, пронизывающая его душу. (Марина П., 11 кл.)
Затем позиция должна быть подкреплена двумя аргументами.

При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и аргументами должна просматриваться четкая связь, которая обычно выражается «логическими переходами». Кроме того, каждый аргумент сопровождается микровыводом – высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям.

При подготовке к написанию аргументов полезны следующие упражнения:
- выберите из фрагментов сочинений аргумент, подтверждающий (не подтверждающий) тезис; объясните свой выбор;
- напишите текст-рассуждение по предложенным темам, развернув данные аргументы и дополнив их своими, например: Совесть-
-чувство нравственной ответственности;
-верный руководитель жизни;
-помогает сделать правильный нравственный выбор;
-помогает осознавать допущенные ошибки.

Подтвердите или опровергните следующие тезисы: В правде никогда не запутаешься, во лжи запутаешься всегда. (Ю. Визбор). Нравственность – это разум сердца (Г.Гейне). Человечество при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы (И.Мечников). Талант – это чудо и великая тайна. Составляющие таланта – смелость, великодушие, мужество, честность и т.д. (Ю.Бондарев). В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни. (В.Вересаев) и др.

Установите соответствие пословицы с приведенными тезисами. Напишите фрагмент сочинения с использованием пословиц в качестве аргумента.
Продолжите ряды афоризмов к следующим проблемам.

Вместе с учениками создаем Банк аргументов, который дополняем как при изучении произведений литературы, так и при работе с публицистическими текстами разных авторов. В эту же таблицу вносим различные цитаты, афоризмы.

Представляю вам фрагмент этой таблицы:

Проблема Автор и аргумент
1) Проблема угодничества перед высокими лицами, чинопочитания.

1. «Горе от ума» А.С.Грибоедова
- кредо Молчалина – всем угождать, цель – «достичь степеней известных». Он прислуживается, ищет покровительства высоких лиц. Максим Петрович «перед всеми знал почет» благодаря угодничеству и подхалимству.
- Чацкий смелый, благородный, решительный. Он независим: не признает ни чинов, ни властей. Он ценит личные заслуги и достоинства людей, защищает право каждого человека иметь свои убеждения.
2. «Хамелеон» А.П.Чехова
Автор смеется над чинопочитанием, над страхом блюстителя порядка перед вышестоящими лицами, даже если они

 

2) Проблема милосердия (утраты милосердия), гуманного отношения друг к другу. 1. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.
Милосердие, связывающее самых разных людей в нашем мире, - это общечеловеческое чувство, благодаря которому мы даже в самые трудные моменты остаемся людьми
... Пугачеву было холодно, Гринев обогрел его. Не столько обогрел, сколько тронул человеческим участием. В его глазах это был жест милосердия. Заячий тулупчик становится символом христианского милосердия, человеческого отношения друг к другу. И в свою очередь Пугачев демонстрирует гуманность, способность быть великодушным. Пугачев платит милостью за милость. Долг платежом красен. Заячий тулупчик становится символом христианского милосердия, человеческого отношения друг к другу.
2. «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский.
- Движимая только любовью к своим близким, только стремлением спасти их от голодной смерти, Сонечка Мармеладова вынуждена торговать своим телом. В этом ее выборе, по мнению автора, нет греха, поскольку он оправдан гуманной целью.
- «Сердечность – такой же дар, как красота и ум»

Я затронула только некоторые вопросы, связанные с формулировкой проблемы. Работа по подготовке написания сочинения в рамках ЕГЭ гораздо обширнее и масштабнее.

Фотоотчет
Полезные ссылки
Контактные лица

Директор:

Селимов Халид Исаевич
8(42736)93-3-18

Документовед, специалист отдела кадров:

Гадоева Наталья Никитична
8(42736)93-3-34

Наш адрес

689315, Чукотский АО, Чукотский район,

с. Лорино, ул. Челюскинцев, д. 14

тел./факс: 8(42736)93-318

тел.: 8(42736)93-334