Сегодня: 03 - 06 - 2019

Урок внеклассного чтения.
Рассказы А.П. Чехова "Злоумышленник", "Тоска", "Размазня"

Цели урока: показать жанровое разнообразие тематики рассказов А.П. Чехова, активизировать самостоятельную работу учени¬ков, развивать их творческие способности, совершенствовать навыки анализа текста.

 

Ход урока

I. Слово учителя

Сегодняшний урок по рассказам Чехова будет строиться на вопросах, которые вы составили сами. Скорее всего, вы не огра¬ничились чтением трех рекомендованных рассказов, а прочитали и другие произведения Чехова: раз открыв чеховский сборник, труд¬но оторваться. Вы можете задавать не только те вопросы, которые придумали дома, но и те, которые возникли у вас по ходу обсужде¬ния. И в ответах старайтесь использовать свои знания более широко, сравнивать героев, авторов, произведения, которые мы изучали или вы прочитали самостоятельно.

II. Работа с рассказом «Злоумышленник» (1-я группа)

1. Выразительное чтение по ролям.

2. Вопросы по рассказу и их корректировка.
Вопросы записываются на доске. Обсуждается порядок ответа на них, уточняются формулировки. Дело не в количестве, а в ка¬честве вопросов: они должны касаться существенных сторон произ¬ведения, а не частных. (Например: «Сколько стоила разбитая гувернанткой чайная чашка в рассказе «Размазня»?» Подобные вопросы малоэффективны, использовать их нежелательно.)

3. Ответы на вопросы
Отвечают ученики 2-й и 3-й групп. Рецензии на ответы дают
ученики 1-й группы. Примерные вопросы:

- Над чем вы смеялись в рассказе?
- Какое чувство у вас осталось по прочтении рассказа?
- Виноват ли Денис в своем проступке?
- Как речь характеризует Дениса, следователя? Приведите примеры.
- Дополните текст репликами, которые прояснили бы ситуацию, сделали бы ее ясной и для Дениса, и для судьи.
- Почему образ Дениса дан в рассказе подробно: описан его порт¬рет, названо имя, а образ следователя - без имени и портрета?

Прочитайте воспоминания Горького.

- Почему Чехов говорит, что отпустил бы Дениса на месте су¬дьи? (Наказание без осознания не имеет смысла.)
- Какие чувства вызывает у Горького собеседник Чехова, мо¬лодой юрист? Как мы узнаем об этом?
- Что бы вы сделали на месте судьи?
- Какую тему поднимает Чехов этим рассказом?
- Могло ли описанное Чеховым произойти в действительности?

4. Словарная работа.
1) Объясните значение слов:

латаные порты (чиненые штаны);
знамо (конечно, естественно);
живец (маленькая рыбка для ловли более крупной рыбы);
пестрядинная рубаха (рубаха из пестряди, грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычно домотканая);
выполозок (наружный покров насекомого, гусеницы - используется также для ловли рыбы);
учинить (сделать, совершить);
недоимка (невыплаченный налог, неоплаченный долг).

2) Обратите внимание на следующие формы выражений и обо¬роты слов и найдите им современные соответствия: - седьмого числа сего июля (седьмого июля этого года); - Иван Семенов Акинфов (отчество имело ту же форму, что и фамилия, современная форма: Иван Семенович Акинфов); — уложение о наказаниях (Закон о наказаниях).

III. Работа с рассказом «Тоска» (2-я группа)
1. Выразительное чтение по ролям.
2. Вопросы по рассказу и их корректировка.
Можно использовать также вопросы к рассказу на с. 146 пособия
«Читаем, думаем, спорим...
3. Ответы на вопросы. Отвечают ученики 1-й и 3-й групп. Рецензии на ответы дают ученики 2-й группы.

Дополнительные вопросы:

- Чем этот рассказ отличается от юмористических произведе¬ний Чехова? " - Что общего в композиции этого рассказа и рассказа «Хаме¬леон»?
- Какие художественные средства использовал автор? Какова их роль?

IV. Работа с рассказом «Размазня» (3-я группа)
1. Выразительное чтение по ролям.
2. Вопросы к рассказу.
Желательно использовать вопросы на с. 149 пособия «Читаем, думаем, спорим...». Отвечают ученики 1-й и 2-й групп. Рецензии на ответы дают ученики 3-й группы.

Дополнительные вопросы:

- Почему Юлия Васильевна готова покорно снести неспра¬ведливость?
- Проследите за ремарками, сопровождающими речь Юлии Васильевны. Меняется ли характер ее поведения в течение разговора? Почему?
- Сопровождается ли ремарками речь повествователя? Почему?
- Как бы вы ответили на вопросы повествователя: «Разве мож¬но на этом свете не быть зубастой?» «Разве можно быть такой размазней?»?

3. Устный отзыв на рассказ по плану:
а) тема рассказа, б) основная идея, в) система образов, г) впе¬чатление от рассказа.

V. Обобщающая беседа по рассказам Чехова

- Какой рассказ произвел на вас наибольшее впечатление?
- Кто из героев симпатичен, смешон, неинтересен?
- В чем актуальность рассказов Чехова?
- Рассмотрите иллюстрации к рассказам. Устно составьте не¬большой отзыв о наиболее понравившейся вам.

Домашнее задание
Написать небольшое сочинение «Мой любимый рассказ Чехова».

© 2019 МБОУ "СОШ села Лорино".