Сегодня: 03 - 06 - 2019

Изучение повести А.М. Горький «Детство»

Пожар. Следствие.

1. В какое время суток произошел пожар?
2. Кто был его свидетелем?
3. «Она была интересна, как пожар». О ком идет речь?
4. Что в первую очередь приказала брать с собой бабушка?
5. Что представляло большую угрозу и могло вызвать еще больший пожар?
6. Какую угрозу и кому представлял пожар?
7. «Али я тебя оставлю в страхе этом? Ох, ты, мышонок». Кто это? Кого спасла бабушка?
8. «Василий Васильевич. Лексея нет» Куда подевался Алексей?
9. Где после пожара находился Яков?
10. Кого дед посчитал виновником пожара?

Образ литературного героя.

«Она была так же интересна, как пожар».
Проследите поэтапно за поведением бабушки во время пожара.
Сравните ее действия с действиями и поведением других персонажей.
Как она ведет себя во время пожара и после него?
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике худ. Дехтерева. Как он изобразил бабушку? Как предано отношение к ней художника и автора произведения?
Как оценили бабушку близкие ей люди?
Вспомните произведения писателей о русских женщинах. Сравните отрывок из поэмы
Н. А.Некрасова « Мороз красный нос» и эту сцену.
Почему бабушка, в отличие от деда и сыновей, никого в пожаре не обвиняет?

Жизнь продолжается. Как жить? Что делать?

1. К какому времени дядья разделились?
2. Что думает дед насчет своих сыновей? Почему?
3. С кем остался Алеша и где они сейчас живут?
4. «Ты гляди, не помереть бы мне». Что случилось с дедом?
5. Чем занимался дед с внуком и каковы были результаты?
6. Как он пообещал отблагодарить внука за успехи в учебе?
7. Как называется книга, которую вскоре Алеша читал по складам? (псалтырь). Что это за книга?

Попробуй понять

1. Почему буквы напоминали Алеше знакомых людей. Проявляется ли в этом какое-то сходство?
2. Почему сечь Алешу можно было чаще, но дед сек реже?
3. Дед назвал Алешу еретиком. За что? Кто такие еретики?
4. гл.7. « Ну что же ты все дерешься? Дома смирный, а на улице ни на что не похож». За что били Алексея уличные мальчишки? Как он должен был себя вести? Почему он не избегал драк?
5. Что отличало мальчика от уличных мальчишек? Как это его характеризует?- с.76 Почему живя в жестокости и мракобесии он не может поступить так же, как и мальчишки?
6. Какие нравственные уроки вынесет из этой истории чуткий человек?
7. «Помяни мое слово: горестно накажет нас Господь за этого человека! Накажет! О ком идет речь? Верите ли вы в возмездие?

Итоговый тест по повести А.М.Горького «ДЕТСТВО»

1. Кто это. Узнайте героя по описанию его портрета:

А. когда она улыбалась, ее темные, как вишни зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин на коже щек, все лицо казалось молодым и светлым.
Б. Он был ростом ей под руку, шагал мелко и быстро...в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками.
В. Ее большое, стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос – вся она мощная и твердая
Г. Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, одетый в золотистую шелковую рубаху, плисовые сапоги и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали веселые раскосые глаза...
Д. В рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками, неприятно пахучий, встрепанный и неловкий
Е. Говорил он быстро – и рос, как облако, передо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной. Иногда он вскакивал с постели, размахивал руками, потом снова прыгал на кровать.

2. Кто это? О ком идет речь?

А. Он занимал в доме особенное место. Он подставлял свои руки, когда дед сек Алешу
Б. Однажды, когда он спал, ему вымазали фуксином лицо, и долго он ходил смешной, страшный.
В. Он бегал по кухне, смешно, неуклюже подпрыгивая, размахивая очками перед носом и кричал:
Это надо записать. Это удивительное, страшно верное, русское

3. О ком так говорят?

А. Золотые руки. Помяни мое слово, не мал человек растет.
Б. Лихорадка астраханская, скула калмыцкая, память у него лошадиная
В. Она была так же интересна, как огонь

4. Кому принадлежат слова?

А. Однако не беда, что ты лишнее перетерпел, - в зачет пойдет! Ты знай, когда свой, родной бьет – не беда, а наука. Чужому не давайся, а своему – ничего!
Б. Я страшно один, ент у меня никого, молчишь, молчишь – и вдруг вслипнет в душе, прорвет. Готов камню говорить, дереву. Чужой я, не такой..
В. Мил господь бывает до тетя, большой разум дает тебе. На краткое время, на час, а дает

5. Мир увлечений и страстей.

А. ..любил запрягать тараканов и гонять их по кухне
Б. Она не плясала, а словно рассказывала что-то – с.58
В. Вся комната его была заставлена какими-то ящиками, толстыми книгами, всюду стояли бутылки с разноцветными жидкостями, куски меди и железа, прутья свинца.

6. Прошлое и настоящее героев.

А. Я в молодости сам, своей спиной супротив Волги баржи тянул.
Б. Он – подкидыш, раннею весною, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке.
В. Чернокнижник, фармазон, опасный человек

7. Уроки жизни. Кто дал Алеше такой урок?

А. Каширины, брат, хорошего не любят, они ему завидуют, а принять не могут, истребляют.
Б. Настоящая сила в быстроте движения, чем быстрей, тем сильней – понял? Всякую вещь надо уметь взять.
В. Уча грамоте, дает такой совет: Будь хитер, это лучше, а простодушность – та же глупость. Баран простодушен – запомни.

8. Судьба героев:

А. Он не двигался, пальцы рук, вытянутых вдоль тела, не шевелились. Упал, его и придавило.
Б. Он совсем ослеп и ходил по улицам, высокий, благообразный, немой, прося милостыню.
В. Уехал, потому что комната потребовалась для матери Алеши
Г. Собранные деньги отдавал в рост, заболел алчностью настолько, что даже считал чаинки.
Д. Она совсем онемела, редко скажет слово кипящим голосом, а то целый день молча лежит в углу и умирает. Умерла она в августе.
Е. Отправился в люди, ведь не медаль же он на шее.

© 2019 МБОУ "СОШ села Лорино".