Сегодня: 03 - 06 - 2019

Занимательный урок по русскому языку в 5 классе «Путешествие по станциям»

• обогащать словарный запас и речь учащихся,
• формировать орфографическую зоркость,
• развивать внимание, память, мышление,
• прививать интерес к русскому языку с помощью игры,
• воспитывать навыки взаимодействия во время игры.

Ход занятия

В каждой команде выбирается капитан.

1. Составь из букв название команды.

1 конверт: Знатоки 2 конверт:Умники.3 конверт Молодцы

Ведущий: Вот начинается игра.
Теперь, я думаю, пора
Командам начинать сражаться
В словесных играх упражняться.

Станция «Сообразительная»

1. Разминка для ума:

1ком. –чем кончаются день и ночь?

2 ком.- что стоит посредине ночи?

3 ком. – чем кончается лето и начинается осень? (Дать жетоны)

2. Кто сообразит, почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова: Деревенский старожил сад колхозный сторожил?

3. Правильно ли ученик ответил? Сто сорок и сто сорок будет двести сорок?

4. Найди 4 лишнее:

1 ком.- подлежащее, глагол, дополнение, определение.

2 ком. – существительное, прилагательное, глагол, сказуемое.

3 ком.- приставка, корень, обстоятельство, суффикс

Станция «Орфография» Исправьте ошибки

1 ком. – ежы, слажение, чяйки, брошура, расток 2 ком.- парашут, сонце, чорный, рыпка, цырк 3 ком. – циган, щастье, ищо, шёрох, рости
Станция «Орфоэпия». Поставьте ударение
1 ком. Арбуз, документ, засуха, километр, свекла 2 ком.- статуя, досуг, портфель, звонишь, алфавит 3 ком.- столяр, компас, каучук, сироты, средства

Станция «Веселые морфемы»

Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по составу.

1 команда:
Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ. (Ответ - РАССКАЗЧИК)

2 команда:
Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ. (Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

3 команда
Корень мой находится в цене.В очерке найди приставку мне.Суффикс мой в тетрадке все встречали.Вся же - в дневнике я и журнале (оценка)

Станция «Лексика»

1 задание Каждая команда получает задание на листе.
- Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово. Например: сода – сова.

1 ком. ВОСК, МОТ, ЛЕС, СОЛЬ, ГОЛ,

2 ком. ЩИТ, СТОЛ, ШАР, ЛИСТ, РОЗА,

3 ком. КОРОНА, ГОРКА, карта, лиса, жаль

2 задание: Конкурс «Кто быстрее?»

Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?

(На экране)
• Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)
• Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля)
• Это маленькие кони, а зовут их просто... (Пони)
• Сама не ем, а людей кормлю. ( Ложка)
• Чем кончается лето? (О)
• Любимое лакомство мышей? (Сыр)
• Игра в мячик с ракетками . (Теннис)
• Пчелиная стая называется...( Рой)
• Страшная, зубастая морская хищница . (Акула)
• Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)
• К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)
• Сушёный виноград. (Изюм)
• Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло)
• Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)
• Что такое салочки ? (Игра)

Теперь угадайте 3 слова. Давайте все вместе угадаем.

ТЕПЛО – может быть и существительным, и наречием;
СТРАНА – существительное;
ИДТИ – глагол.

3 задание: Конкурс капитанов «Пословица мы тебя знаем...». (Исправь ошибки.)

1. Два сапога – тара.
2. Ус хорошо, а два лучше.
3. Первый клин комом.
4. Сашу маслом не испорт ишь (Чей капитан быстрее исправит ошибки.)

4 задание: Игра: « Найди пары»

Каждая команда получает карточку. В ней записаны слова в два столбика. Команде предлагается к каждому слову первого столбика подобрать слова из второго столбика и записать пары.

Карточка

алфавит  аккуратный
огонь алый
шалун скакать
чистый азбука
конница пламя
прыгать озорник
бросать кавалерия
красный кидать

6 задание: «Крылатые выражения»
Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Задание проводится устно по очереди. Капитан вытягивает карточку с выражением

Для первой команды:

Для второй команды:

Третья команда

а) рукой подать;
 б) во весь дух;
 в) морочить голову;
 г) путаться под ногами;
 

а) наломать дров;
б) пропустить мимо ушей
в) как снег на голову;
г) падать с ног;

а) повесить нос;
б) бить баклуши.

в) спустя рукава;
г) водить за нос.

Музыка. Подсчёт баллов.

Станция «Синтаксис». Найди точку

1 ком.

Кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог там варят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложка там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из пряжи

Прядут там нити из сукна

Костюмы шьют из казана

2 ком.

Едят там вилками компот

Там пьют из чашки бутерброд

Из хлеба с сыром там котлеты

Из мяса свежего конфеты

С начинкой сладкой суп с фасолью

В тарелках все там варят с солью

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

3 ком.

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке

10. Домашнее задание: Игра « Наборщик»

Из слова АКТИВНОСТЬ нужно было составить около 40 слов (существительные в ед.числе и во мн.числе.)

Команды по очереди зачитывают слова.

Лист отдать жюри. Подведение итогов. Награждение.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Я рада, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость и, конечно же, чувство помощи друг – другу. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность. Давайте будем рассматривать все ваши неправильные ответы как повод для анализа их причин и стимул для дальнейшей работы по совершенствованию ваших творческих способностей.

Литература

  1. «5000 игр и головоломок».
  2. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. М., Астпресс, 1996

Презентация к уроку «Путешествие по станциям»

© 2019 МБОУ "СОШ села Лорино".