Сегодня: 03 - 06 - 2019

Некоторые аспекты совершенствования преподавания русского языка

Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка – это процесс, не требующий ни каких-то особых усилий, ни материальных затрат, поскольку главный инструмент учителя здесь – его педагогическое мастерство, базовая компетентность, которая заключается в умении создать такую образовательную развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов , сформулированных как ключевые компетенции. Но сегодня всё больше замечаешь, что у половины обучающихся слабо сформированы навыки развития речи. Они, как правило, не всегда могут свободно аргументировать свои ответы, делать обобщённые выводы, просто правильно общаться друг с другом. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний, допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Экзаменационная работа по русскому языку (ЕГЭ) соотносится с целями обучения русскому языку в школе. В экзаменационную работу включены задания, проверяющие следующие виды предметных компетенций:

лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить лингвистический анализ языковых явлений;
языковая компетенция, т.е. практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
коммуникативная компетенция, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Экзаменационная работа построена так, чтобы экзаменуемый в определенной последовательности анализировал основные единицы языка

Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку экзаменуемому необходимо владеть умениями, относящимися к лингвистической компетенции, глубоко осмыслить и уметь свободно использовать основные понятия, которые являются для предмета «Русский язык» базовыми и служат основой формирования и развития лингвистической компетенции. К этим понятиям относятся понятия: звук, морфема (корень, приставка, суффикс, окончание, слово, предложение и словосочетание, текст).

Весьма актуальной для школы является проблема определения уровня освоения умений, относящихся к языковой компетенции, – уровня владения орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, орфографическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Формирование у школьников языковой компетенции как системы протекает не в самых благоприятных условиях. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. Это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические – нормы употребления слов, не только грамматические, но и орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится. Нарушение норм может возникать под влиянием других языковых систем – территориальных диалектов, городского просторечия.

Поэтому одной из самых важных целей в преподавании русского языка считаю формирование коммуникативной и языковой компетенций.

При проверке сочинений эксперты, как правило, отмечают, что ребята делают большое количество грамматических ошибок (при допустимых двух). Это, конечно, всем известно и не вызывает удивления: при насыщенности современных программ теоретическим материалом на уроках в средних классах, когда изучается грамматика, трудно выделить достаточное количество времени не только на развитие практических умений и формирование навыков, но даже и на выполнение специальных упражнений, позволяющих научить применять полученные знания. А это означает, что приходится обращать внимание на грамматику, языковые нормы при написании сочинений, при подготовке к выпускным экзаменам, то есть уже в старшем звене. И тогда жизненно необходимой оказывается система работы по совершенствованию устной и письменной речи.

Сложность положения и учителя, и ребят состоит еще и в том, что, к сожалению, разного рода ошибками (в том числе и грамматическими) пестрят тексты, появляющиеся перед глазами учеников, выступления в СМИ. У нас с ребятами, например, есть своеобразное соревнование: кто какие ошибки обнаружит в объявлениях или в речи выступающих по телевизору или в рекламе?

Как устранять грамматические ошибки, как с ними бороться?

Одним из главных путей преодоления грамматических ошибок является принцип их
предупреждения. В данном случае в классах с грамматической запущенностью можно рекомендовать – в целях интенсификации грамматического разбора – применение некоторых методических приемов.

1. Надо задавать ученикам на дом самостоятельно разбирать тот текст, который затем будет разбираться в классе. Благодаря такому способу проведение грамматического разбора улучшится качество ответов учащихся, значительно увеличится объем разбираемого на уроке материала.

2. Целесообразно почти на каждом уроке уделять особое время грамматическому разбору и разбирать не одно и не два слова, а гораздо больше, не упрощая при этом схему разбора. Конечно, в некоторых случаях требуется проведение выборочного разбора, но, как правило, надлежит практиковать с учащимися полный разбор по схеме в пределах пройденного грамматического материала.

Другим важным моментом на пути преодоления грамматических ошибок

3. является словарная работа на уроках русского языка. Она дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность.

4. Не менее значимыми, на мой взгляд, в преодолении грамматических ошибок являются учебные средства наглядности, которые облегчают восприятиетеоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию,причем не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному,поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируетсялогические связи между явлениями языка. Мы составляем в тетради схемы, таблицы

В работе с текстами, включающими такие ошибки, мы прежде всего повторяем сначала теоретический материал, знание лингвистической терминологии, что включает в себя лингвистическая компетенция. Это повторение правил : причастный и деепричастный обороты, косвенная и прямая речь и их различие, согласование между подлежащим и сказуемым в роде, числе, падеже, нахождение грамматической основы предложения, что составляет самую большую трудность, особенно в сложном предложении, учащиеся не видят основу , часто за подлежащее принимают прямое дополнение. Выполняем много практических упражнений, проводим сравнительный анализ. В этом учебном году в пятых классах наблюдается большое количество грамматических ошибок. Используем дополнительные занятия, где основную работу составляет работа над ошибками, допущенными в контрольных, самостоятельных, домашних работах, в сочинениях, изложениях.

При изучении деепричастного оборота в 7 классе, приводим пример из рассказа А.П. Чехова «Жалобная книга»(этот рассказ читают в хрестоматии) и проводим анализ этого предложения. Почему нельзя так говорить? В чем ошибка? Чехов как раз-таки смеется над неграмотностью людей, которые пишут в жалобной книге.

В своей работе опираюсь на труды Д.Э. Розенталя «Практическая стилистика», «Говорите и пишите по –русски правильно». Оттуда берем примеры для разбора.

Например, Шёл дождь и два студента. ,,с пожеланиями избавления от болезней и долголетней жизни, «жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта». Такие фразы вызывают у детей смех. Разбираем предложение по частям и выясняем, почему нельзя так говорить? Нарушение употребления однородных членов.

Нужно побольше читать произведения классической литературы, принимать их за образцы, учиться у классиков, чего как раз в настоящее время и не хватает: дети мало читают или читают плохо, не понимая прочитанное. И ещё советую читать словари! Особенно Словарь В.И. Даля. Там можно много интересного узнать, там столько пословиц.

Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге « Письма о добром и прекрасном» писал: « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».

Приложение. Практическая работа по обновленной версии ЕГЭ – задание 7.


В обновленной версии ЕГЭ в одно задание №7 сгруппированы несколько заданий, касающихся именно грамматических ошибок. Это задание по опросам признано самым сложным 63% опрошенных признали его таковым. Нужно «узнать в лицо» семь грамматических ошибок и соотнести их с предложениями, в которых они употреблены. Это:

1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) Ошибка в построении предложения с однородными членами
5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) Неправильное построение предложения с косвенной речью

В этом задании выражены ключевые компетенции:

1. Нужно знать лингвистические понятия, термины, видеть их, находить (причастный и деепричастный обороты, главные члены предложения и др. – лингвистическая К.
2. Далее уметь пользоваться на практике, соблюдать грамматические нормы, правильно употреблять – языковая К.
3. Коммуникативная К = уметь воспринимать другой текст, ориентироваться в нем, извлекать информацию из него, понимать, создавать собственное высказывание.

Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге « Письма о добром и прекрасном» писал: « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».

Презентация к материалу "Некоторые аспекты совершенствования преподавания русского языка"

© 2019 МБОУ "СОШ села Лорино".